Псков часто называют младшим братом Новгорода, однако можно смело сказать, что Псковский Кремль (Кром) не уступает, а часто и превосходит Новгородский Кремль (Детинец) по исторической ценности и масштабам.
Что бы лучше представлять устройство крепости можно посмотреть на ее схему.
Псковский Кром находится на небольшом полуострове, образованном реками Великая (Варлаамская) и Пскова. В центре Крома находится Троицкий собор.
По мере роста крепости стоились новые стены, которые кольцами защищали центр. Всего можно насчитать около пяти колец, многие из которых полуразрушены или идут прямо по городу, между обычных пятиэтажек. Стены выложены из местного плитняка и валунов. Высота стен 6-8 м (по другим источникам - 12 метров, что скорей правда для южной стены), толщина от 2.5 до 6.0 метров. Общая протяженность стен достигает почти десяти километров. Самая прочная - передняя (южная) стена Крома называемая "перси", длинной 88 м. Протяженность восточной стены Крома — 435 м., западной — 345 м. В оборонительную систему крепости входило около тридцати семи башен с несколькими рядами бойниц. Башни и стены Псковской крепости отличались устройством, внешним видом и размерами. Троицкий собор, расположенный внутри, делит территорию Крома на две неравные части. Исторически меньшая часть предназначалась для публичного посещения, хотя и существовали серьезные ограничения.
На предыдущей схеме видно, что вся площадь крепости очень велика, однако хорошо сохранился только центр.
В отличии от других древних крепостей России, история Крома и Троицкого собора очень противоречива. Одни источники утверждают, что первая достоверная информация датируется 14 веком, другие приводят точные даты в 12 веке. Здесь я попробую собрать имеющиеся даты воедино.
Первое, что встречает турист при приближении к крепости - Рыбницкая воротная башня. Непосредственно через нее нет прохода, она скорей символ.
Проход осуществляется через "захабы" - пристройки в виде извилистого коридора, затруднявшие продвижение ко вторым воротам в его конце и позволяющие вести обстрел атакующих.
После захабов начинается Довмонтов город, на данный момент основательно разрушенный внутри.
Внутри Довмонтова город находится Довмонтова башня.
На стене перси висит железный меч, высотой 2-3 этажа.
Непосредственно в Кроме располагается Троицкий собор.
К известным башням так же можно отнести Власьевскую.
Высокая (Воскресенская) башня.
Высокая (Воскресенская) башня (вдали) и Плоская башня.
Колокольная башня.
Вид на башню Кутекрома и внутренний двор Крома.
Центр крепости очерчен очень явно, однако внешние кольца часто разрушены и как бы вросли в современный город.
Если говорить об субъективных впечатлениях, то посещение крепости дает довольно много положительных эмоций. Кром, центр крепости, хорошо сохранился и не менялся в последние века. Неспешно идет реставрация, в крепости есть много уникальных архитектурных решений, таких как "захабы", "слухи" - подземные галереи для своевременного выявления неприятельских подкопов (не уверен, что доступны для посещения) и музей в здании Приказных палат. Можно попробовать посетить остальные полуразрушенные башни.
Из минусов необходимо упомянуть большое количество туристов и, иногда, неуважительное отношение к старине (ресторан в Власьевской башне, машины прямо в Кроме, подход к реставрации ит.д.).
Псков довольно большой город. Там можно найти практически все что хочется. В Власьевской башне есть ресторан.
В общем случае цены равны Питерским.
Ничего специфического. Посещение Крома может занять пару часов. Изучение всей крепости - до дня.
Незначительные расходы для посещения крепости и музея.
Точка | Координаты |
Псковская крепость | 57°49?16.94?N, 28°19?45.62?E |
Главный вход | 57°49?12.55?N, 28°19?50.8?E |
Основная парковка | 57°49?13.71?N, 28°19?56.43?E |
Данный участок подробнее всего представлен на maps.yandex.ru, по этому координаты были взяты оттуда.
На автомобиле от Петербурга до Пскова по шоссе М20 (Около 290 км проезжаются за 2.5-5 часов). После подъезда к городу: Ленинградское шоссе, Крестовское шоссе, Октябрьский проспект, Советская улица. Рыбницкая воротная башня видна прямо с проезжей части. Парковка напротив нее с другой стороны дороги. Моя практика показала, что местные жители не любят пропускать пешеходов на перекрестках, так что при торможении есть смысл смотреть и назад, да и в общем случае культура вождения как минимум странная.
Существуют экскурсии из Петербурга, а так же есть железнодорожное сообщение.
Качество М20 хорошее, местами среднее.
Раздел: Рукотворные сооружения. Просмотров: 21970
Александр Волков. Псковская область. 2011-01-02.